Наскальное искусство России

Цифровой образ

Страница создана в рамках проекта Российского Научного Фонда № 21-78-10121 «Разработка интерактивной методической инфраструктуры для изучения и сохранения данных о памятниках наскального искусства России»

Основная цель проекта «Разработка интерактивной методической инфраструктуры для изучения и сохранения данных о памятниках наскального искусства России» — формирование набора современных цифровых инструментов, позволяющих полноценно документировать памятники наскального искусства и систематизировать информацию о них на различных уровнях детальности (“ареал” или “провинция” наскального искусства, группа местонахождений, отдельное местонахождение, единичная поверхность с древними изображениями. 

Документирование памятников наскального искусства – петроглифов и росписей – выполняется методом трехмерного моделирования, которое осуществляется преимущественно фотограмметрическим способом на основе цифровых фотоснимков высокого разрешения.

Картографирование местонахождений петроглифов выполняется современными техническими средствами, с использованием спутниковых фотоснимков, технологий спутниковой геодезии, плановой и перспективной и аэрофотосъемки с беспилотных летательных аппаратов, наземной фотосъемки. Для каждого местонахождения определяются геодезически точные координаты каждой поверхности с петроглифами, формируются ортофотопланы, цифровые модели рельефа, в отдельных случаях — трехмерные полигональные модели.

Отдельные поверхности с петроглифами также документируются фотограмметрическим способом, однако с более высокой детальностью. В отдельных случаях при документировании изображений, выплолненных методами гравировки и прошлифовки, обеспечивается детальность (размер единичного полигона модели) в 0,01-0,05 мм при одновременной точности моделирования в 1‰ (погрешность не более 1 мм на 1 м). Такое качество моделирования обеспечивается применением системных камер с матрицами высокого разерешения.

Методическая инфраструктура

Цифровое картографирование

Цифровое картографирование — создание набора разнородных пространственных данных, позволяющих:

  • Точно позиционировать отдельные поверхности с наскальными изображениями на местности.
  • Детально зафиксировать ландшафтный контекст наскальных изображений.

Точное и детальное цифровое картографирование позволяет облегчить ориентирование на местонахождении в процессе исследований и обеспечить гарантированное повторное обнаружение наскальных изображений исследователем, ранее не работавшем на памятнике.

Цифровое картографирование местонахождений наскального искусства

Объективный мониторинг

Продолжающееся разрушение петроглифов и писаниц, как под воздействием естественных процессов геологической и биологической природы, так и вследствие умышленного или случайного разрушения человеком, требует постоянного наблюдения за памятниками, находящимися под угрозой исчезновения. Сегодня уже невозможно ограничиваться оценочными суждениями и «фотофиксацией» разрушений. Задача сохранения памятников наскального искусства требует внедрения количественных методов, позволяющих оценивать интенсивность воздействия на памятники и вырабатывать научно обоснованные методы их сохранения для будущих поколений. Способы решения задачи объективного мониторинга памятников наскального искусства изучаются на местонахождениях петроглифов Сикачи-Алян I и Сикачи-Алян II

Плавающие камни Сикачи-Аляна

Геоинформационная система

На настоящем этапе развития геоинформационная система «Наскальное искусство России» выполняет в основном задачи учета местонахождений петроглифов и писаниц и систематизации данных об их пространственном положений, изученности, состоянии и охранном статусе. 

Мы не сможем сохранять кульурное наследие, если не будем знать где это культурное наследие находится.

Карта и реестр местонахождений наскального искусства

Практическое применение

Петроглифы Амура и Уссури

Наскальное искусство Кузбасса

N-40
Южный и Средний Урал

N-46
Минусинская котловина

В документировании, моделировании и подготовке материалов к публикации участвовали:
Ю. М. Свойский, Е. В. Романенко, А. А. Зиганшина, А. А. Пичугина, А. П. Гирич, О. А. Кащей, Д. М. Павлов, Ю. А. Миронова, Е. А. Галкина, И. Мальгиль.