Надпись на переиспользованной стеле с изображениями, относящимися к культуре оленных камней, обнаруженной в 1950 г. Ю. Л. Аранчыном. Издавалась, среди прочего, первооткрывателем [Аранчын 1951] (эта статья остается пока нам недоступной), Д. Д. Васильевым [КЕР: 33, 71, 111], И. Л. Кызласовым [2015: 200–201].
На этой стороне располагаются как изображения в оленном стиле, так и хорошо известная надпись. Поэтому она условно считается лицевой.
Результатом интрепретации надписи по материалам нашей документации стала следующая прорись, во всех значимых деталях совпадающая с прорисью И. Л. Кызласова.
Надпись идет от земли к небу, направление чтения – справа налево. Идентификация знаков:
Транслитерация: b²Ŋʊ̈·Čʊr¹
Первое слово – beŋü ‘вечный’, вероятно, употребленное здесь в качестве личного имени. Второе слово – известный титул čor. Ср. у Дж. Клосона: “ço:r, a Turkish title rather rare in Turkish texts and perhaps commoner in the Chinese records where it is represented by cho… A ço:r… seems to have been something less than a xaγan and more than a beg, perhaps the head of a small confederation” [EDT 427].
Таким образом, как идентификация знаков на данной стороне стелы Сайгын, так и соотнесение их с известными тюркскими словами не вызывают никаких трудностей. Ср. интерпретацию в работе [Кызласов 2016: 221]: «beŋü čor ‘Вечный Чор’ (имя собственное или еще и титул)».
Письменные знаки отсутствуют.
В [КЕР: 33] Д.Д. Васильев пишет: «В 1977 г., после частичной очистки поверхности камня, нам удалось обнаружить два новых знака (ниже изображения бегущего оленя на плоскости, противоположной с той, где высечена известная ранее надпись)».
Идентификация знаков по [КЕР: 33]: s²ʊ̈
Насколько можно судить, Д.Д. Васильев усматривал здесь слово sü ‘войско’. Эта находка, по-видимому, не получила признания в кругах рунологов: по крайней мере, И.Л. Кызласов, нередко ссылающийся на памятник Сайгын в своих работах, во всех случаях ведет речь только о надписи Бенгю-чора, не упоминая слово sü на обратной от неё стороне [Кызласов 2015: 200–201; 2016: 221–225; 2021: 78].
Интерпретация изображений, в которых Д.Д. Васильев увидел рунические знаки, затруднена тем, что они нанесены поверх рисунка (правый знак пересекает ногу оленя). Прорись соответствующего участка поверхности по материалам нашей документации выглядит следующим образом:
Данная прорись носит неокончательный характер и может быть уточнена на основании еще не сформированных растровых рендеров в варианте MSII. В любом случае можно уверенно утверждать, что предложенная Д. Д. Васильевым интерпретация левого знака как развернутого в горизонтальной плоскости 𐰇 ‹ʊ̈› неверна. Интерпретация правого знака как 𐰾 ‹s²› также чрезвычайно сомнительна.
В целом, даже с учетом возможного уточнения прориси в будущем, письменный характер данных символов выглядит маловероятным. Ср. и чрезвычайную краткость предполагаемой надписи (всего два символа), и нехарактерно огромный размер предполагаемых букв (около 22 см высотой). Насколько нам известно, во всем корпусе рунических надписей Тувы буквы такого размера не встречаются. Буквы на обратной стороне стелы Сайгын имеют высоту около 9 см.
Письменные знаки отсутствуют.