Виртуальный лапидарий Ставропольского музея-заповедника

Экспериментальный проект «Наследие степей и гор – стелы и гробницы Предкавказья от скифов до алан» по созданию цифрового лапидария Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея заповедника осуществляется c 2018 г. совместно с коллективом музея (руководитель проекта О. А. Брилева) при поддержке Россиского исторического общества. Основная задача исследования – разработка методов обеспечения удаленного доступа к уникальным экспонатам лапидария музея – каменным крестам, скифским и половецким изваяниям, аланским склепам и саркофагам, а также к памятникам, расположенным за пределами экспозиции музея в городе Ставрополе и Ставропольском крае.

В июле 2020 г. сотрудниками Лаборатории RSSDA было выполнено документирование 43 предметов – 37 половецких и скифских изваяний и их фрагментов, 4 эпиграфических памятников и двух уникальных находок – менгира и алтарика, хранящихся в фондах музея. Документирование выполнялось фотограмметрическим способом, для создания трехмерных моделей было сделано  42.466 фотоснимков. Обработку собраных материалов предполагается завершить к декабрю 2020 г. Модели поступят в распоряжение исследователей и будут представлены в общедоступной виртуальной экспозиции музея.

Результаты опытных работ 2018 – 2019 гг.

Аланская гробница XI века с Кяфарского городища

Упоминания об аланской гробнице на Кяфарском городище встречаются в литературе начиная с 1860 г., она описывается как «большое здание, стены которого, по словам туземцев, исписаны надписями и разрисованы изображениями рыцарей, зверей, птиц и рыб». Впервые она была опубликована Е.Д. Фелициным в 1904 г.  В конце 50-х гг. XX в. уже разрушенную гробницу перевезли в г. Ставрополь, восстановив ее первоначальный вид.

В плане гробница прямоугольная. Внешняя поверхность стен покрыта  рельефными изображениями людей, собак, рыб, фантастических существ и геометрических фигур. Изображенные на гробнице фигуры изображены в плоскостно-графическом стиле и могут быть сопоставлены с зооморфными образами в синхронных памятниках Абхазского царства (храм в Лашкендаре).

В.А. Кузнецов считает, что гробница принадлежит известному правителю Алании XI века – Дургулелю Великому, упоминающемуся в качестве участника застолья в грузинских хрониках. Н.А. Охонько относит гробницу к «самым ярким памятником аланской культуры».

Сцены на плитах имеют свою логику и не прерываются. На передней плите изображен правитель Алании с атрибутом власти – секирой, слева от него – священнослужитель в чине не ниже митрополита, причащающего главного героя перед уходом в загробный мир. Христианская сцена, усиленная тремя крестами, сочетается с языческими ритуалами, которые символизируют изображения виночерпия и собаки, символ загробного мира. Правая от центральной плита изображает путь героя в загробный мир согласно кавказским традициям, зафиксированным в нартовском эпосе. На западной стене изображены поминальные сцены (тризны, пиршества). Последняя стена изображет погребенного в образе эпического героя сражающегося с черепахой и монстром и, после победы, участвующем в пиршествах.

Преградненский крест

Преградненский крест – свидетельство о пребывании русских в срединной части Предкавказья в эпоху Тмутараканского княжества (988 – 1094 гг.). По пропорции и форме крест близок к древнейшим русским крестам XII-XIII веков: Мирославову (Воймерецкому) и Клима Христиановича. Известно, что в домонгольской Руси многие большие каменные кресты и надписи приурочивались к путям. Возможно, его появление связано с набегами русских на мусульманские страны Прикаспия. И хотя точные причины установки креста неизвестны, сам Преградненский крест вошел в круг редких эпиграфических образцов славяно-русской письменности и широко цитируется в научной литературе.

Впервые крест описал во время своего путешествия П. С. Паллас. Он увидел вытесанный из известняка крест у почтовой станции Преградной на реке Большой Егорлык. В 1799 г. П. С. Паллас его опубликовал. На западной стороне он увидел несторианский крест и древнерусскую надпись. Служивший на Кавказе П. С. Бутков скопировал и опубликовал в 1803 г. более полную версию надписи.

Уже в 1881 г. он вошел в свод греческих и латинских надписей Кавказа, изданный И. Помяловским. В 1948 г. Г. Ф. Турчанинов прочел надпись на камне по-кабардински, но эта версия не получила поддержки. В 1955 г. Е. Г. Пчелина осмотрела крест и надпись на нем, указав, что «при пахоте на этом месте находили обломки железных мечей, шлемов, стрелы, боевые топоры и другие предметы». В тот же год крест перевезен в ставропольский музей. В. А. Кузнецов и А. А. Медынцева в 1975 г. датировали крест по эпиграфическим особенностям XI веком. В настоящее время исследованием надписи занимается С.М. Михеев.

Результаты документирования 2020 г.

Скифские изваяния

Половецкие изваяния

Иные предметы

В документировании, моделировании и подготовке материалов к публикации участвовали: Ю. М. Свойский, Е. В. Романенко, О.А. Брилева, С. В. Пешков, А. Д. Клейменов, Д.Ю. Анисимова, А. А. Зиганшина, А. П. Гирич.
Авторы выражают свою благодарность Н.А. Охонько, А.Ю. Виноградову и С. М. Михееву.