Камни с зооморфными изображениями из кромлеха Великоалександровского кургана

Документирование 2 камней из кромлеха кургана у поселка Великая Александровка, раскопанных в 1981 г. Херсонской археологической экспедицией Института археологии АН УССР (начальник экспедиции – А. И. Кубышев) под руководством Ю. А. Шилова и С. В. Полина и  хранящихся настоящее время в фондах Национального историко-археологического заповедника «Переяслав» (г. Переяслав-Хмельницкий, Киевская область, Украина) выполнено в сентябре 2019 года. 

Великоалександровский курган

Плиты с петроглифами из кромлеха

В западную часть кромлеха включены две плиты с зооморфными изображениями, выполненными в технике плоского контррельефа. Эти плиты по своей морфологии, размерам, способу и качеству обработки ничем не выделяются из массива плит кромлеха. Изображения наблюдаются на сторонах плит, обращенных наружу от центра кромлеха. Эти плиты, в отличие от остальных, были сохранены и в настоящее время находятся в коллекции Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав»

Плита № 1. 83×54×23 см.
Рендер трехмерной полигональной модели.

Плита № 2. 78×46×19 см.
Рендер трехмерной полигональной модели.

Плиты с зооморфными изображениями изготовлены из известняка со слабо выраженной слоистостью. Следует особо отметить, что обе заготовки были взяты из одного стратиграфического горизонта известнякового пласта, так как на них в пределах незначительного интервала в 18-22 см наблюдается переход от слоистого известняка с характерной десквамацией поверхности к массивному известняку с характерными мелкими кавернами. Заготовки, в обоих случаях, имели форму, близкую к прямоугольной. Первичная обработка камня выполнялась, по-видимому, теслом. Целью этой обработки являлось придание камню формы щита с закругленным верхом и заостренным низом. Верхнее закругление имело форму близкое к полуовальной, нижней части придавалась форма, близкая к треугольнику с закругленным нижним углом. Эта нижняя часть составляла от 40 до 60% общей высоты плиты и предназначалась для погружения в грунт. Такая форма, вероятно, несколько облегчала точную установку и выравнивание плит в ограде кромлеха.

Вследствие особенностей петрографии камня «слоистая» и «массивная» стороны обрабатывались по разному. «Слоистая» сторона практически не несет следов обработки и, по видимому, не подтесывалась. «Массивная» сторона грубо обработана теслом. Интересно отметить, что для «изобразительного поля» на заготовках была выбрана разная сторона – на плите № 1 «слоистая», на плите № 2 «массивная». Соответственно и изобразительное поле дорабатывалось различно. У плиты № 1 эта обработка была минимальной, в то время как у плиты № 2 поверхность сначала была выровнена теслом (при этом было стесано около 6 см камня), а затем пришлифована. Причина такого решения не ясна. Сходство поперечного профиля плит и изучение архивных фотоснимков остальных плит кромлеха позволяет заключить, что большая часть плит кромлеха устанавливалась «ровной» («слоистой») стороной наружу. Можно предположить, что и на плите № 2 изображение первоначально выбивалось на «слоистой» стороне, тем более что там имеются следы инструмента. Однако по каким-то причинам (ошибка резчика, крошение поверхностного слоя известняка) плита была развернута и подвергнута трудоемкой обработке для подготовки изобразительного поля на «массивной» стороне. 

Нижняя часть лицевой стороны и тыльная сторона как «изобразительное поле» не рассматривались и практически не обрабатывались. Боковые поверхности обрабатывались, вероятно, уже после нанесения изображения. Обработка их была более тщательной, чем для верхних и нижних поверхностей, так как боковые стороны должны были быть достаточно точно подогнаны к соседним плитам кромлеха. Им придавалась, насколько это было возможно, плоская форма, причем это достигалось посредством не только обтесывания, но и шлифовки. Окончательная обработка боковых сторон выполнялась непосредственно при установке плит в кромлех с подгонкой по месту.

Плита № 1 (А-683)

Трехмерная полигональная модель Плиты № 1

Размеры плиты 83×54×23 см, изобразительное поле 45×41 см расположено на «слоистой» стороне плиты. Одно зооморфное изображение размером 34×20 см, обращенное вправо. Корпус животного выполнен в технике сплошной выбивки глубиной 3-6 мм, глубина выбивки достаточно равномерна в области головы, но неравномерна в области туловища и ног. Фигура животного имеет более четкие контуры в верхней и правой части, менее четкие в нижней и левой, это относится и к ногам и, несомненно, связано с направлением нанесения ударов. Следов шлифовки в пределах контура не заметно. Параллельно задней части животного выбита дуга длиной около 12 см, шириной около 1 см и глубиной 1-3 мм, также заполненная охрой (менее интенсивно в сравнении с основной частью фигуры). Эта дуга может быть интерпретирована как поджатый хвост, однако ее верхний конец не соединяется с корпусом. Нижний конец, напротив, загибается вверх и примыкает к ноге с перепадом высоты около 1 мм. В передней части фигуры животного наблюдаются две загнутые вверх почти параллельные дуги длиной около 8 см, выполненные гравировкой. Расстояние между ними 3-6 мм, ширина дуг около 3 мм, глубина до 0, 6 мм, поперечный профиль близкий к V-образному. Дуги покрыты охрой, наложенной широкой полосой, без тщательного соблюдения контура, характерного для большей части изображения животного.

Визуализация геометрии
поверхности плиты по карте высот,
выполненная с примененим различных математических алгоритмов.

Плита № 1. Известняк. Размеры 83×54×23 см, изобразительное поле 45×41 см. Масса 130-140 кг.
Рендер трехмерной полигональной модели.

Плита № 1.
Фрагмент с изображением животного. 
Рендер трехмерной полигональной модели.

Плита № 2 (А-684)

Трехмерная полигональная модель Плиты № 2

Размеры плиты 78×46×19 см, изобразительное поле 36×25 см расположено горизонтально на «массивной» стороне плиты. Группа из трех зооморфных изображений общим размером 33×14 см, также обращенных вправо. Крупное животное в правой части группы имеет размеры 20×13 см, корпус животного выполнен в технике сплошной выбивки глубиной 3-6 мм (до 10 мм в области головы), передняя конечность и морда, предположительно, дополнительно прошлифованы. Верхняя и передняя части морды дополнена небольшими ушами и клыками, выполненными неглубокой гравировкой. Загнутый вверх хорошо выраженный хвост изображен U-образной в профиле выбивкой шириной 7 мм и глубиной 1 мм. Обращает на себя внимание непропорционально длинная передняя часть морды, на 30% более длинная, чем передние ноги. Два морфологически сходных между собой небольших изображения выбиты левее, их размеры 11×6 см и 10×6 см. Они имеют глубину до 3 мм и выполнены более схематично, линейной выбивкой, переходящей в площадную только в области передней части корпуса и головы. Задние ноги переданы линейными выбивками постоянной ширины, имеющими форму загнутого вперед крюка. У этих животных есть хвосты, причем у верхнего он опущен, а у нижнего завернут вверх – но не на спину, как у большой фигуры. Края изображений оформлены менее тщательно, чем на плите № 1, характерная для плиты № 1 технологическая разница в исполнении «правых-верхних» и «левых-нижних» частей фигур на плите № 2 отсутствует. Следов охры не наблюдается.

Визуализация геометрии
поверхности плиты по карте высот,
выполненная с примененим различных математических алгоритмов.

Прорисовка Плиты № 2 из архива С. В. Полина.

Плита № 2. Известняк. Размеры 78×46×19 см, изобразительное поле 36×25 см. Масса 80-90 кг.
Рендер трехмерной полигональной модели.

Плита № 2. Фрагмент с изображениями животных. 
Рендер трехмерной полигональной модели.

Интерпретация изображений

Подробнее о плитах с петроглифами из кромлеха Великоалександровского кургана: 
Дараган М. Н., Полин С. В., Свойский Ю. М.  Хронологическая последовательность мегалитических погребальных комплексов эпохи энеолита в кургане у пгт. Великая Александровка. 

Раскопки: Ю. А. Шилов, С. В. Полин (Херсонская археологическая экспедиция Института археологии АН УССР). Документирование и моделирование: Ю. М. Свойский, Е. В. Романенко, М. С. Андреева, Ю. В. Юшин (Лаборатория RSSDA). Реконструкция кромлеха: М. Н. Дараган, А. Д. Менчинский.